Обеспечение антитеррористической безопасности

Обеспечение антитеррористической безопасности в детском саду

       Сегодня терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, правильно ориентироваться и действовать в чрезвычайных ситуациях гражданам необходимо знать правила, порядок поведения и действия населения при угрозе и в период проведения терактов. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите. В последнее время озабоченность по поводу безопасности образовательных учреждений серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. Необходимо учиться правилам поведения при угрозе проведения террористического акта, быть психологически готовыми к действиям в опасных и экстремальных случаях.

В современных условиях проблема обеспечения безопасности и антитеррористической защищённости в образовательных учреждениях особо актуальна и остаётся приоритетной как в государственной, так и в региональной политике в сфере образования.

Угроза совершения теракта сегодня существует практически для каждого жителя планеты, абсолютной гарантии безопасности нет ни для кого. Тем не менее, общество обязано предпринимать всё возможное для обеспечения должного уровня защиты. Антитеррористическая защищённость образовательных учреждений приобретает особую значимость, поскольку от этого зависят жизни детей.

Активно ведётся работа по созданию специального комплекса мер, направленных на антитеррористическую защищённость образовательного учреждения: укрепление материальной базы; стабильно действующая профилактическая работа, направленная на усиление внимания персонала образовательного учреждения к проблеме терроризма; формирование навыков оперативной и своевременной реакции на угрозу терроризма.

Образовательное учреждение (детский сад, школа, колледж, ВУЗ и т.п.) является объектом повышенной опасности в связи с массовым присутствием людей на ограниченной территории.

С целью предупреждения и пресечения возможности совершения террористического акта в учебный процесс образовательного учреждения вводится комплекс организационно-профилактических мероприятий, позволяющий предотвратить или максимально сократить потери людей при совершении террористического акта.

Комплекс организационно-профилактических мероприятий включает:

1) инструктаж работников образовательного учреждения всех уровней по противодействию террористическим проявлениям;

2) инвентаризацию основных и запасных входов-выходов;

3) проведение осмотров территории и помещений;

4) организацию контролируемого въезда автотранспорта на территорию образовательного учреждения;

5) организацию пропускного режима;

6) организацию уборки территории и помещений образовательного учреждения;

7) информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;

8) проверку работоспособности телефонной связи дежурной службы образовательного учреждения с дежурной частью УВД;

9) плановые проверки работоспособности технических средств защиты (кодовых замков, электронных замков, домофонов и т.д.);

10) проведение тренировок по антитеррористической деятельности;

11) инвентаризацию помещений, сдаваемых в аренду.

   Какие документы должны быть в образовательных учреждениях по антитеррористической защищенности?

В каждом образовательном учреждении должен быть Паспорт антитеррористической защищенности.

В этом документе:

  • есть сведения о том, как организована антитеррористическая безопасность в школе;
  • представлены возможные сценарии развития кризисных событий;
  • отмечены слабые места в плане защищенности объекта и варианты исправления ситуации;
  • есть оценка возможных последствий теракта.

Паспорт нужен, чтобы оценить объект в плане недопущения терактов и минимизации их последствий.

Функции руководителя:

  • Организация охраны учреждения и проведение проверок организации охраны, инженерно-технической укреплённости, оснащённости средствами охранно-пожарной сигнализации. 
  • Определение сотрудника, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защищённости
  • Организация соблюдения пропускного режима и внутреннего распорядка
  • Составление плана мероприятий по обеспечению антитеррористической защиты объекта ежегодно на начало учебного года. 
  • Организация обучения персонала и воспитанников действиям при возникновении чрезвычайной ситуации. 
  • Утверждение системы звонкового и громкоговорящего оповещения сотрудников, обучающихся и воспитанников для доведения сигналов и соответствующих команд. 
  • Организация проведения тренировок персонала и воспитанников по действиям при угрозе или совершении диверсионно-террористического акта, экстремистской акции. 
  • Принятие мер по совершенствованию системы мер безопасности и антитеррористической защищённости ДОУ
  • Определение должностных лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта и иных документов объекта, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищённости. 
  • Создание комиссии по обследованию и категорированию здания ДОУ
  • Контроль целевого использования арендуемых площадей с возможностью расторжения договоров при нецелевом использовании объектов (территорий). 
  • Подготовка и переподготовка должностных лиц по вопросам работы со служебной информацией ограниченного доступа, содержащейся в паспорте безопасности объекта, а также по вопросам выявления применения на объекте токсичных и отравляющих веществ. 

Что составляет деятельность комиссии?

Антитеррористическая комиссия составляет план работы и совместных мероприятий с органами правопорядка. Проводится полная инвентаризация для обследования имеющихся входов и выходов и обеспечения их охраны и контроля всех лиц, входящих на территорию учебного заведения. В ходе инвентаризации комиссия определяет минимальное количество входов, которые нужно оставить открытыми, остальные закрываются и опечатываются. Комиссия также разрабатывает инструкции по антитеррористической безопасности в школе, в них подробно расписаны действия персонала и детей в случае угрозы безопасности людей, присутствующих на территории школы.

Что входит в комплекс предупредительных мер?

  • ежедневный обход территории, осмотр всех мест, в которых возможна закладка взрывного устройства;
  • регулярная проверка складских помещений, особенно после поступления каких-либо материалов;
  • тщательный контроль за подбором кадров; систематическая проверка помещений, сданных в аренду;
  • обход работниками охраны здания школы по вечерам для проверки целостности окон, решеток, дверей;
  • инструктаж по антитеррористической безопасности в школе совместно с работниками правоохранительных органов.

Каковы действия при подозрении на вероятность теракта?

В любой экстренной ситуации звоните по номеру:

112

Горячая линия "Ребёнок в опасности"

8 (845-2) 74-14-50

ГУ МВД России по Саратовской области

+78452741333,

+78452643287

МЧС    -   112

ГУ МЧС по Саратовской области: 8 (8452) -62-99-99

Дежурная часть УГИБДД ГУ МВД области: 

+7 (8452) 995-605

+7 (8452) 75-22-43

ДПС ГИБДД

+7 (8452) 74-71-07,

+7 (8452) 75-05-76,

+7 (8452) 24-55-97,

+7 (8452) 24-55-98,

+7 (8452) 24-56-08

ФСБ

телефоны дежурного: (8452) 37-30-01,    (8452) 37-30-02
телефон доверия: (8452) 26-70-61

При угрозе террористического акта в дошкольном образовательном учреждении немедленно:

1.  прекратить работу;

2.     сообщить полную и достоверную информацию о случившемся руководителю ДОУ;

3.   с учётом сложившейся обстановки определить безопасные эвакуационные пути и выходы, обеспечивающие возможность эвакуации людей в безопасную зону в кратчайший срок;

4.    быстро, но без паники и суеты приступить к эвакуации детей и материальных ценностей согласно плану эвакуации;

5.   тщательно проверить все помещения, чтобы исключить возможность пребывания людей в опасной зоне;

6.    сообщить руководителю дошкольного учреждения о количестве человек эвакуированных;

7.  разместить людей в безопасной зоне, радиусом не менее 100 метров.

При обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (ВУ)

1.  Признаки, которые могут указывать на наличие ВУ:

-  наличие на обнаруженном предмете проводов, веревок, скотча, изоленты;.

-  подозрительные звуки, щелчки, тиканье часов, издаваемые предметом;

-   характерный запах миндаля или другой необычный запах, исходящий от предмета.

2. Причины, служащие поводом для опасения:

-    нахождение подозрительных лиц на территории дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) перед обнаружением предмета;

-  угрозы по телефону или в почтовых отправлениях.

3.  Действия:

-   не подходить, не трогать, не передвигать обнаруженный подозрительный предмет;

-    воздержаться от использования средств радиосвязи, в том числе и мобильного телефона;

-     немедленно сообщить по телефону  об обнаружении подозрительного предмета;

-  зафиксировать время и место обнаружения предмета;

-  освободить от людей опасную зону в радиусе не менее 100м;

-    по возможности обеспечить охрану подозрительного предмета и опасной зоны с соблюдением мер предосторожности;

-   организовать экстренную эвакуацию воспитанников и персонала из здания ДОУ, не сообщая, во избежание паники, об угрозе взрыва;

-     по прибытии представителей правоохранительных органов действовать по их указанию.

В соответствии с Паспортом безопасности, руководитель ДОУ берет на себя функции по руководству и координации действий персонала дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический состав и работники ДОУ, ответственные за эвакуацию, действуя в соответствии с планом эвакуации, эвакуируют воспитанников.

Допуск людей на территорию и в здание дошкольного образовательного учреждения прекращается.

До прибытия на место происшествия правоохранительных органов категорически запрещается:

-      самостоятельно принимать действия, нарушающие состояние подозрительного предмета, трогать или перемещать его и другие предметы, находящиеся с ним в контакте;

-    заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать обнаруженный предмет тканевыми и другими материалами;

-       пользоваться электро-, радиоаппаратурой, переговорными устройствами или рацией вблизи обнаруженного предмета;

-       оказывать температурное, звуковое, световое, механическое воздействие на подозрительный предмет;

-   нельзя прикасаться к предмету, находясь в одежде из синтетической ткани.

После окончания операции необходимо произвести осмотр территории и всех помещений.

При поступлении по телефону угрозы проведения террористического акта:

-     не прерывая говорящего и не вдаваясь в панику, выслушать предполагаемого террориста и попытаться получить как можно больше информации о характере звонка;

-   по окончании разговора не прерывать связь;

-    немедленно сообщить в правоохранительные органы о поступившем телефонном звонке;

-   при необходимости организовать эвакуацию воспитанников и персонала согласно плану экстренной эвакуации из ДОУ;

-   обеспечить беспрепятственную работу правоохранительных органов.

   

При поступлении угрозы проведения террористического акта в письменном виде.

Угрозы в письменной форме могут поступить по почтовому каналу, так и в результате обнаружения различного рода анонимных материалов (записок, надписей, информации записанной на дискете и т. д.), в любом месте ДОУ.

1.       Примите меры по обеспечению сохранности полученных материалов для своевременной передачи их в правоохранительные органы.

После обнаружения такого документа обращайтесь с ним максимально осторожно: не оставляйте на нем отпечатков своих пальцев, не мните документ, не делайте на нём пометок. Уберите его в чистый плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместите в отдельную жесткую папку.

Если документ поступил в конверте, то вскрывать его необходимо только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами.

2 Незамедлительно передайте документ руководителю ДОУ, или лицу, замещающему руководителя на момент происшествия, для дальнейшей передачи в правоохранительные органы.

3.    Не расширяйте круг лиц ознакомления с документом.

4.     Приём анонимных материалов, содержащих различного рода информацию и требования от граждан, оформляйте письменным заявлением или протоколом.

Все это поможет правоохранительным органом при проведении последующих криминалистических исследований. 

При обнаружении угрозы химического или биологического терроризма необходимо помнить, что установить факт применения в террористических целях химических веществ и биологических агентов можно лишь по внешним признакам: рассыпанным подозрительным порошкам и различным жидкостям, изменению цвета и запаха (вкуса) воздуха, воды, продуктов питания; появлению отклонения в поведении людей, животных и птиц, подвергшихся их воздействию; появлению на территории ДОУ подозрительных лиц и т.д. Поэтому важнейшим условием своевременного обнаружения угрозы применения террористами отравляющих веществ и биологических агентов являются наблюдательность и высокая бдительность каждого сотрудника;

При обнаружении или установлении фактов применения химических и биологических веществ в ДОУ или на его территории:

-   немедленно об этом сообщить руководителю ДОУ или лицу, его замещающему, и по экстренным телефонам;

-    в случае реального поражения химическим веществом необходимо немедленно вынести пострадавшего на свежий воздух и оказать ему первую медицинскую помощь (обеспечить тепло и покой, при необходимости – промывание желудка, кислородное или искусственное дыхание, прием необходимых медицинских препаратов), а также направить пострадавшего в медицинское учреждение;

-    при возникновении опасности эпидемии или воздействия биологических агентов необходимо максимально сократить контакты с другими людьми, прекратить посещение общественных мест, не выходить без крайней необходимости на улицу (выходить только в средствах индивидуальной защиты, хотя бы простейших: ватно-марлевые повязки, наглухо застегнутая верхняя одежда с капюшоном, сапоги, перчатки)

В случае захвата людей в заложники:

1.  вызвать наряд вневедомственной охраны с помощью «тревожной кнопки»;

2.  незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации руководителю дошкольного образовательного учреждения и в правоохранительные органы;

3.  не вступать в переговоры с террористами по своей инициативе;

4.  не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, не провоцировать действий, влекущих применение ими оружия, выполнять требования захватчиков, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей;

5.     обеспечить проход (проезд) к месту события автомашин правоохранительных органов, скорой помощи и пожарной охраны.

                          ЕЖЕГОДНЫЙ ПЛАН АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ В ДОУ

I. Работа с персоналом

  • Установление дежурства при входе в детский сад, ежедневный обход территории учреждения в дневное и ночное время на наличие посторонних предметов, припаркованного транспорта.
  • Практические занятия с целью обучения сотрудников правилам поведения при обнаружении подозрительного предмета, при поступлении угрозы по телефону, при захвате заложников.
  • Проведение инструктажей «Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета, при захвате заложников, при поступление угрозы по телефону», «Охрана жизни и здоровья детей в детском саду», «Памятка по мерам антитеррористической безопасности»

II. Работа с детьми

  • Беседы и занятия с детьми на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Один дома»,«Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? », «Беседы с детьми на развитие навыков общения», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».
  • Выставка рисунков по теме: «Мир без войны» «Кто такие террористы»
  • Проведение практических занятий по эвакуации.
  • Обсуждение возможных чрезвычайных ситуаций.

III. Работа с родителями

  • Консультации «Если обнаружили подозрительный предмет», «Общие и частные рекомендации»
  • Беседы с родителями о необходимости усиления контроля за детьми и бдительности в местах массового скопления людей.
  • Обсуждение вопросов антитеррористической безопасности на родительских собраниях
  • Оформление буклетов, листовок
  • Оформление стенда «Осторожно терроризм»

Организация безопасности в праздничные дни:

Для профилактики террористических угроз за две недели до праздничных дней заведующий издает приказ об усилении антитеррористической безопасности в детском саду, который регламентирует дополнительные меры, принимаемые в целях обеспечения безопасного проведения праздничных мероприятий. Эти действия включают:

  • проведение внепланового инструктажа сотрудников ДОУ;
  • усиление охраны и ужесточение пропускной системы;
  • дежурство сотрудников во время проведения праздничных мероприятий;
  • ежедневная проверка всех помещений, входов и выходов;
  • своевременный вывоз мусора, обеспечение должного санитарного состояния территории.

Контроль за исполнением приказа лежит на заведующем ДОУ. По каждому случаю нарушения приказа должно проводиться служебное расследование с привлечением виновных к ответственности. 

  Формы работы с детьми:

Защита детей — глобальная задача как родителей, так и педагогов в детских садах. Сегодня понятие «терроризм» прочно вошло в наш лексикон, и любому взрослому нужно знать не только, что самому делать в экстренной ситуации, но и как помочь детям, оказавшимся рядом.

В целях усиления антитеррористической безопасности на территории детского сада ежегодно  проводятся теоретические и практические занятия со всеми сотрудниками и воспитанниками по действиям при совершении террористического акта в форме скоротечного нападения и обнаружении подозрительного (бесхозного) предмета на территории учреждения.

Главная задача тренировок заключалось в проверке алгоритма действий сотрудников ДОУ при обнаружении подозрительного предмета с признаками самодельного взрывного устройства и при совершении террористического акта в форме скоротечного нападения, знаний нормативно-правовых актов по действиям должностных лиц в случае угрозы либо совершения террористического акта на объекте образования.

Данные мероприятия проводятся в два этапа.

На первом - подготовительном этапе был проведен инструктаж со всеми категориями работников, проверка систем оповещения и состояние путей эвакуации.

На втором этапе тренировки было имитировано обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство.

В целях налаживания взаимодействия с территориальными органами безопасности по защите объектов образования от террористических угроз, сведения о проводимых тренировках заранее передавались в ОВД, Росгвардию, МЧС. После проведения тренировок с детьми проводилась дополнительная беседа по антитеррористической безопасности с целью закрепить имеющиеся знания.

Примерный план тренировки:

Во время прогулки, в беседке, невзначай появился подозрительный большой, черный пакет. Воспитатели вовремя среагировали и незамедлительно напомнили детям, что предметы, оставленные без присмотра, нельзя не только открывать, но даже прикасаться к ним, так как в коробке может быть заложена бомба. Потому незамедлительно воспитатели увели всех детей на удаленное расстояние, от подозрительного предмета. Когда все дети были вне опасности, воспитатель при детях (условно) позвонил сначала в службу 112, затем в полицию, так же было принято решение позвонить и в скорую помощь, во избежание возможных жертв. Спустя 10 минут дополнительных бесед по антитеррористической безопасности,  воспитатель позвонил (условно) в дежурную часть, где нам и было сообщено, что объект изъяли спасатели и нам ничего не угрожает. После чего, всех детей проводили в группы детского сада.

Противодействие (т.е. пресечение и профилактика) террористической и экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

1) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

2) законность;

3) гласность;

4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма и терроризма.

Профилактика экстремизма и терроризма предполагает:

— организация проведения мониторинга в сфере профилактики экстремистской деятельности;

— разработка и организация проведения мероприятий, направленных на обеспечение профилактики экстремизма;

— изучение опыта работы по профилактике экстремизма других учебных заведений;

— проведение анализа эффективности мер по профилактике экстремизма. 

Уголовная ответственность за совершение преступлений

экстремистского и террористического характера

Методические материалы по обеспечению антитеррористической безопасности

Советы для детей.Правила поведения в толпе

Анимационный ролик. Советы для детей (проявляй бдительность на улице)

Анимационный ролик. Советы для детей (анонимный терроризм)

Анимационный ролик. Советы для детей (проявляй бдительность дома)

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie